Информация на этом сайте предназначена только для медицинских специалистов.
Являетесь ли вы медицинским специалистом?
Хотите получать новейшие материалы по гинекологической эндокринологии?
Breast cancer and postmenopausal hormone therapy
Еще одна недавняя публикация посвящена результатам, полученным в той ветви Исследования Инициатива во имя здоровья женщин (Women’s Health Initiative (WHI), где пациентки получали комбинированную эстроген+прогестагенную (Е+П) терапию [1]. Причиной написания этой статьи было получение новых данных в открытом последующем наблюдении за этими женщинами. Как известно, в ходе WHI продолжительность активного наблюдения за женщинами, получавшими Е+П, составила 5.6 лет (стандартное отклонение (СО) 1.3 года) (3.7–8.6 лет), а средний общий период последующего наблюдения — 7.9 лет (СО 1.4 года). Всего в этой ветви WHI было диагностировано 385 случаев рака молочной железы (0.42% в год) против 293 случаев в группе плацебо (0.34% в год) (отношение риска (ОР) 1.25; 95% доверительный интервал (ДИ) 1.07–1.46; p = 0.004). Рак молочной железы в E + P группе по своим гистологическим характеристикам и степени дифференцирования клеток опухоли был подобен раку молочной железы в группе плацебо, но, более вероятно, был связан с поражением лимфатических узлов (ОР 1.78; 95% ДИ 1.23–2.58;p = 0.03). Было отмечено больше смертных случаев, связанных с раком молочных желез (25 смертей (0.03% в год) vs. 12 смертей (0.01% в год); ОР 1.96; 95% ДИ 1.00–4.04; p = 0.049), как и больше смертей от различных причин, случившихся после диагностирования рака молочных желез (51 смертей (0.05% в год) vs. 31 смерти (0.03% в год); ОР 1.57; 95% ДИ 1.01–2.48; p = 0.045) среди женщин, получавших E + P по сравнению с участницами из группы плацебо.
Комментарий
Эта недавняя публикация данных испытания WHI еще раз поднимает тревожные чувства в рядах медицинского сообщества и в СМИ, предлагая клиническую информацию, которая уже была широко обсуждена и выявлены методологические проблемы и, возможно, даже систематические ошибки при оценке его результатов. Взаимосвязь между долгосрочным использованием гормонов у женщин в постменопаузе и небольшим увеличением риска рака молочной железы хорошо известна и должна тщательно взвешиваться врачом при обсуждении со своей пациенткой назначения гормональной терапии. Однако исследователи WHI не учитывают тот факт, что гормональная терапия сегодня назначается в более низких дозах и, таким образом, дозы, использовавшиеся в испытании WHI, являются устаревшими, особенно у пожилых женщин; они не упоминают о том, что у пользователей монотерапии эстрогенами риск рака молочной железы был фактически снижен; они не обсуждают тот факт, что у женщин, впервые начавших прием гормонов, не было отмечено увеличения риска рака молочной железы при применении комбинированной терапии, что делает начальный период использования (до 5 лет, а возможно и более) довольно безопасным в отношении молочных желез; они не приводят абсолютные показатели риска (в текущем исследовании выявлено только два дополнительных смерти на 10 000 женщин/лет). Разработчики WHI продолжают использовать усложненные и проблематичные статистические исследования, смешивая данные клинического испытания с данными, полученными в наблюдательном исследовании, или комбинируют результаты рандомизированного, плацебо-контролируемого, двойного-слепого испытания с таковыми, полученными в ходе открытого последующего наблюдения за пациентками, охватывающего к тому же период времени, когда данные WHI были уже известны и, в значительной степени, оказали воздействие на руководящие принципы, касающиеся гормонального использования и наблюдения за раком молочной железы. Они также приуменьшают значение фактора возраста: исследование WHI было разработано, чтобы исследовать более пожилой контингент (средний возраст 63 года и у 70 % участниц возраст превышал 60 лет). Эти результаты, конечно, нельзя экстраполировать на типичную популяцию более молодых, здоровых женщин, обращающихся за гормональной терапией по поводу изнуряющих вазомоторных симптомов или других связанных с менопаузой жалоб. Примечательно, что другое недавнее исследование продемонстрировало снижение риска рака молочной железы у женщин в постменопаузе с вазомоторными симптомами [2].
Кажется, что исследователи WHI ведут политическую борьбу против применения гормональной терапии в постменопаузе, исходя из каких то своих тактических соображений. Когда публикуется новая статья, посвященная результатам испытания WHI, общественность и врачи полагают, что это − новая информация, в то время как, фактически, большая часть из представленного материала представляет рециркуляцию старых данных. После текущей публикации появились заголовки в СМИ, что «Гормоны удваивают риск смертности от рака молочной железы», которая была статистически верной, но фактически вводящей в заблуждение. Затраченные миллиарды долларов на это спонсируемое Национальным институтом здоровья (NIH) исследование не должно гарантировать автоматическое размещение любого из результатов WHI в лучших медицинских журналах, если не будет проведено надлежащее рассмотрение их реальной научной ценности и практической значимости.
Президент Международного общества по менопаузе (International Menopause Society)
Amos Pines
Department of Medicine ‘T’, Ichilov Hospital, Tel-Aviv, Israel
Ссылки
1. Chlebowski RT, Anderson GL, Gass M, et al. Estrogen plus progestin and breast cancer incidence and mortality in postmenopausal women. JAMA 2010;304:1684-92.
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20959578
2. Huang Y, Malone KE, Cushing-Haugen KL, Daling JR, Li CI. Relationship between menopausal symptoms and risk of postmenopausal breast cancer. Cancer Epidemiol Biomarkers Prev 2011 Jan 18. Epub ahead of print.
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21212063
Нужна помощь? Есть вопросы?
Напишите нам, и мы обязательно вам ответим!
Название поля | Содержимое |
---|---|
Как мы можем к вам обращаться | |
На этот адрес мы отправим вам ответ | |
Чем мы можем вам помочь? |
Ваш запрос отправлен!
Мы ответим вам в ближайшее время.